Налоговая система стран СНГ

13 октября 2016

Все пространство бывшей Российской империи развивалась по экономическим законам феодального государства. Подати с территории и подданных в установленной величине не зависимо от результатов деятельности собирались и поступали в государственную казну. Там делились царским правительством и самим монархом между имущими слоями, состоявшими на службе у царя, церкви, армии и шли на финансирование государственных проектов (строительство дорог, создание хозяйственных объектов различного назначения, образования, науку и прочее). Некоторое исключение составил небольшой период столыпинских реформ, когда частью средств смогли распоряжаться сами субъекты хозяйствования.

К 1917 году Россия подошла с развивавшимися капиталистическими отношениями, хотя и недостаточно для такой огромной страны. Капиталистическими в том смысле, что все больше в хозяйственной деятельности стали учитываться доход и прибыль.

Что сделали большевики, придя к власти? Они просто банально ввели барщину. Годы первых пятилетак, война, послевоенные годы - все, что производилось, передавалось государству (в закрома). А людям выплачивалась мизерная заработная плата по установленным нормативам, за которую часто и прожить то нормально нельзя было. Многие если и не голодали, то не доедали точно. Люди работали под страхом наказания, а многие (миллионы) отбывали его. Начиная с 60-ых годов до развала страны государство все время пыталось как-то мотивировать труд, но куцые преобразования ни к чему не привели. Уже в конце советской власти, хотя жизнь значительно улучшилась, заинтересованного труда не было. Падало качество труда и выпускаемой продукции, процветал "блат", развилось иждивенчество. Часто можно было слышать: - "Я получаю мало, зато ничего не делаю". Дополнительные деньги добывались "левым" путем, развилась теневая экономика. Появились цеховики, которые создавали цеха и целые фабрики, по выпуску необходимой людям продукции. Нелегально в экономике складывались рыночные отношения. Они, конечно, были малы, но в них был определенный потенциал, воспользоваться грамотно которым, правящая элита не смогла, да и не захотела. Отнимать и делить проще.

Это и погубило ее. Государство, называемое СССР, распалось, уничтожив и саму старую элиту. А что же новая? А новая от старой недалеко ушла. Другой-то у нас нет.

Интересные мы люди, когда мы посещаем развитые страны, восхищаясь их достижениям, технике, комфорту, организации, качеству товаров и услуг, образованию, медицине да и всем сферам жизни - мы приходим к двум заключениям:

  • они к этому долго шли, веками;
  • наш человек к этому не готов, у нас другая ментальность, нам надо больше времени. Казалось, люди предпринимательского сословия должны бы были, как-то задуматься над причинами - но нет, они повторяют те же заключения, что и чиновники.

Так вот, наша элита на всем постсоветском пространстве пошла очень простым путем - увидела то, что лежало на поверхности и было ей понятно и привычно: отнимать и делить. Старая система наполнения бюджета бездумно, в спешке было заменена на новую систему за счет высокого процента косвенного налогообложения всего и вся.

"Ярем от барщины старинной оброком легким заменил" - А.С.Пушкин. На первое место вышло не зарабатывание денег и платежи в бюджет от полученных доходов, а платежи заранее до производства работ с помощью акцизов, НДС, пошлин и прочее. Иными словами заплати и живи как хочешь, своди концы с концами. Многие не свели. Разорены были многие предприятия и целые отрасли. Резко возросшая себестоимость сделала товары и услуги неконкурентоспособными и невостребованными на внешнем и внутреннем рынках. Иными словами реформы были проведены грубо, топорно, никто не обратил внимания на гибкость и осторожность системы косвенного налогообложения в развитых странах.

Пожалуй, в этот период по другому и нельзя было. Нужно же было нести государственные расходы на оборону, правоохранительную систему, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение и т.д.

А как в других странах?

Эта система в развитых странах выполняется так, чтобы не снизить конкурентоспособность и не нанести ущерба потребителю, сохранить мотивацию труда, не нанести ущерба населению, так как оно у них и является главным потребителем собственного ВВП. Их растущие доходы обеспечивают рост производства.

А теперь самое главное - если мы хотим, чтобы наши страны развивались, росло благосостояние населения, давайте поговорим об этом населении, которое, кстати, и является основным плательщиком в бюджет, так как именно оно в конечном итоге оплачивает все, без исключения, косвенные налоги. Именно к нему приходят акцизы, НДС-ы, ФСЗН-ы, инновационные, транспортные и прочие налоги, выходящие в себестоимость и формирующие цену. И в каждой буханке хлеба, в каждой паре обуви, в каждой килокалории тепла в нашем доме, в каждом листе бумаги, во всех товарах и услугах сидят эти налоги и оплачиваем их мы - простые граждане, а не какие-то там крупные предприятия. Это мы их содержим в значительной степени, а не они нас.

Вопрос мотивации труда работников создающих материальные да и духовные блага всех без исключения, включая бизнесменов в первую очередь, а чиновников и власть во вторую, сейчас самый главный.

Нам все время говорят на самом высоком уровне, что низкая зарплата у нас обусловлено низкой производительностью труда. Это как же? Выходит, что штукатур в США или Германии, пользуясь одними и тем же механизмами, выполняет в десять раз больше объем работ за одно и то же время. Давайте обратимся к здравому смыслу, посмотрим на смету калькуляцию и себестоимость любого изделия. Что мы увидим в большинстве своем? Мы увидим, что затраты на оплату труда у нас на предпоследних местах. А что же на первых? Это материалы, энергоресурсы, транспорт... Все то, в чем сидят косвенные налоги и величина их существенна. Не стану утверждать, что во всех случаях это так, но в целом "картина маслом".

Пример из жизни

Скажите, как же это человек у нас должен работать, чтобы добиться какого то снижения стоимости, если его затраты ничтожны? У нас производительность труда очень слабо влияет на себестоимость, отсюда и нет стремления к новшествам. Нет заинтересованного труда вообще. Слишком уж большой процент ВВП с помощью косвенного налогообложения изымается и перераспределяется через бюджет. Интересно рассмотреть эту проблему через заработную плату. К примеру, работник получает 500 долларов США, чтобы выплатить эту сумму работодатель уплачивает в бюджет, так называемый социальный налог в размере 35%. Деньги эти работнику не выдаются, а за него перечисляются в бюджет и включаются в себестоимость, как будто они ему выплачены. Далее с него удерживается подоходный налог в размере 13%. Затем тратя деньги на товары и услуги из 500 заработанных надо снять 20% НДС. Трудно вычислить процент акцизного налога, которым облагаются энергоносители, меха, алкоголь, предметы роскоши и т.п. Его размер вполне возможно будет превышать НДС, но не менее 30%. Ещё есть инновационный налог в размере 10% от стоимости всех строительных материалов и работ. А мы постоянно связаны со строительством и ремонтами в коммунальной сфере. Привожу только главные налоги, а ведь есть ещё и другие, и пошлины, на различные ввозимые товары. Получается, что из 500 заработанных долларов США едва останется 150, что является реальным доходом, который и формирует внутренний рынок страны.

Если раньше государство, к примеру, из 100 пар изготовленной обуви возвращало 30 пар производителю в качестве заработной платы и возмещения некоторых расходов, то сейчас в начале заплати за 70 пар деньги, а далее осуществляй свою деятельность. И то тебя проконтролируют, проверят через лицензирование, сертифицирование, санитарию, МЧС и т.п.

Естественно, что внутренний рынок в наших странах очень слабенький и всецело зависит от внешнего, это прежде всего экспорт сырья.

Какой же величины процент изъятия в бюджет с помощью косвенного налогообложения и есть главная задача на данном этапе, какой она должна быть, чтоб обеспечивать устойчивое и быстрое развитие государства - это задача для науки, власти - всего общества.

Что сделал Петр Столыпин в крестьянской России в начале XX-го века. Он создал мотивированные условия труда крестьянам, выделив им на выгодных условиях землю и предоставив дешевые кредиты, иными словами создал условия для мотивированного, заинтересованного труда и результат не замедлил сказаться. Развяжите руки в стране своим гражданам, и результат не заставит себя ждать. Какие же условия нужны нашему человеку? Нужна такая система оплаты труда, которая позволит ему за время своей жизни решить основные свои потребности. Труд должен стать основным источником благосостояния, человек должен с помощью его и только его "построить дом, посадить дерево, воспитать сына". А может ли современный молодой человек, проживающий в экономически благополучном регионе на среднестатическую зарплату построить дом? Нет. В Америке дома дешевле. А у нас не хватит и жизни.

Государство должно значительную часть средств перераспределяемых через бюджет и изымаемых с помощью косвенного налогообложения оставлять внизу - у работодателей и населения. Это даст возможность развивать производство, увеличить спрос на рабочую силу, а стало быть и обеспечит рост заработной платы. Только ни в коем случае нельзя это делать в одночасье. Здесь нужен взвешенный и осторожный подход, нужны научные проработки и широкое обсуждение, чтобы это стало национальной идеей.

Форма заказа

или

Заказать звонок